В Калининградской области добывается более 70% янтаря. Существует поверие, что если приехав отдохнуть в Калининградскую область, на пляже вы найдете янтарь, он станет вашим талисманом и оберегом.

Куршская коса Общая информация Экологический туризм Часть 5
Экологический туризм Часть 5

В национальных парках, расположенных в районах проживания коренных малочисленных народов, могут быть выделены зоны традиционного экстенсивного природопользования. Основой размещения таких участков должны быть исторически сложившиеся и реально существующие этнохозяйственные ареалы.
Соотношение размеров каждой функциональной зоны в разных парках приметно варьирует. Так, заповедная зона составляет максимальный процент площади в парках  "Переславский" (2,5%), "Нижняя Кама" (7%), "Валдайский" (11%), "Шорский" (11,5%), "Смоленское Поозерье" (11,6%), "Приэльбрусье" (73%), "Югыд Ва" (64%), "Припышминские боры" (52%), "Забайкальский" (41%), "Куршская коса" (38%), "Сочинский" (37,5%), "Зюраткуль" (33%), минимальный - в национальных парках "Мещер-ский" (0,1%), "Русский Север" (1%),

Теперь подробнее остановимся на анализе историко-культурного потенциала и культурных ландшафтов российских национальных парков.

Историко-культурное наследие в границах национальных парков в большинстве случаев представлено не только отдельными объектами, но и целостными территориальными комплексами, что определяет приоритетную роль этих ООПТ как организационной формы охраны и сбережения ценных историко-культурных территорий. Для многих национальных парков присущно сочетание природной и историко-культурной исключительности и целостности природно-культурной среды, взаимосвязи природного и культурного разнообразия, что свидетельствует об особом значении российских национальных парков в мировой системе гуманитарных ценностей.

Историко-культурные раритеты и феномены, непосредственно связанные с природными условиями, ресурсами и достоинствами, должны рассматриваться как единое целое в системе культурного ландшафта. Культурный ландшафт должен стать единым объектом охраны и управления, а тактика работы с отдельными его фрагментами и структурами должна подчиняться целям его комплексного сохранения.

Сохранение и использование историко-культурного наследия на территории национальных парков должно исходить из следующих принципов:

- признания неразрывности и целостности природного и культурного наследия, учета всего многообразия смешанных форм наследия, сочетающих природные и культурные ценности;
- приоритета культурного ландшафта в сфере управления историко-культурным наследием, подчинения тактики работы с его отдельными фрагментами и структурами целям его комплексного сохранения;
- признания коренного местного населения в качестве неотъемлемой составляющей историко-культурной среды, а его участия в воссоздании и воспроизводстве культурных ценностей территории - обязательным условием политики управления;
- дифференцированного подхода к различным типам культурного наследия, специфика и особенности которых определяют выбор стратегии действий и меры охраны;
- тесной взаимосвязи с государственными органами охраны объектов культурного наследия.

Сохранение культурного наследия, в частности культурного ландшафта, и вовлечение его в программы развития национального парка будет зависеть от следующих принципиальных предпосылок:

  • юридических прав национального парка на земельные участки и объекты недвижимости, составляющие определённый историко-культурный объект, в т. ч. и культурный ландшафт;
  • возможностей регламентации других субъектов права на территории национального парка и в его охранной зоне;
  • состояния объектов наследия, возможностей их восстановления или приспособления под те или иные цели.


Культурный ландшафт замечателен тем, что включает в себя и обеспечивает взаимодействие статичных (памятники культуры) и динамичных (живая культура) проявлений культурной жизни. При выявлении и определении путей сохранения разнообразных культурных ландшафтов как объектов природно-культурного наследия необходимо обращать особое внимание на те их разновидности, сохранение которых требует поддержания определенных типов хозяйственной, сакральной или иной социокультурной деятельности, которая в отдельных случаях становится условием существования объекта наследия либо непосредственно представляет собою такой объект. Указанные виды деятельности обеспечивают нормальное функционирование ландшафтного комплекса, сохранение его биоразнообразия, продуктивности, устойчивости, эстетических достоинств.

По аналогии с существующими процедурами охраны памятников истории и культуры для культурных ландшафтов  куршской косы необходимо предусматривать составление их кадастра (или паспортизацию), определение и утверждение режимов использования (аналогично определению режимов при выделении зон охраны памятников), оформление правоотношений с основными пользователями и собственниками в границах ландшафтного комплекса.

Традиции природопользования, художественные промыслы, народные ремесла, особенности обустройства жизненного пространства, обрядовые обычаи, фольклор относятся к сфере историко-культурного наследия, именуемой "живой традиционной культурой", которая воспроизводится и хранится населением, проживающим на территории национального парка.

Включение живой традиционной культуры в систему объектов (ресурсов) культурного наследия требует принципиального изменения отношения национального парка как учреждения к местному населению. Эти отношения должны быть основаны на сотрудничестве и взаимопомощи, особенно с теми этнокультурными группами, которые хранят культурные традиции и являются носителями исторической памяти. Культурное наследие, заключенное в живой культуре, рассматривается преимущественно как объект исследования и изучения, но не как объект сохранения и возрождения. В этом деле национальные парки могут сыграть важную роль, включив в систему объектов управления действительно целостные территориальные комплексы с их природой, населением, формами культурной жизни и культурным ландшафтом.

Методические подходы к сохранению традиционной живой (в особенности реликтовой) культуры практически не разработаны, нет общепринятых типологий и классификаций этой группы наследия. Поэтому действия национальных парков по выявлению, систематизации и сохранению такого рода культурного наследия будут носить пионерный, поисковый характер. Коллективам национальных парков нельзя отказываться от работы в данном направлении, ведь возраст людей, которые, как правило, являются носителями традиционной культуры, очень преклонный. С их уходом будут безвозвратно утрачены определенные культурные навыки, технологии, определенное художественное и поэтическое видение мира.
Меры охраны историко-культурного наследия на территории национальных парков должны исходить из индивидуальных особенностей объектов охраны. Действия, предписываемые режимами функциональных зон на территории национальных парков, по характеру избираемых технологий могут быть сведены к следующим типам режимов охраны:

а) консервационный (заповедный), не допускающий никакого вмешательства или воздействия, ведущего к изменению состояния объекта охраны. Такой режим характерен для памятников истории и культуры, в особенности памятников археологии;
б) регулятивный (заказной), основанный на разных соотношениях частных запретов и ограничений пользования, если оно может нанести вред объекту охраны. Он весьма характерен для зон охраны памятников, природно-исторических заказников и существенен для охраны культурного ландшафта. Этот тип режима является наиболее распространенным среди ООПТ;
в) реставрационный, отправленный на восстановление нарушенных или утраченных фрагментов наследия, создание условий благоприятствования и поддержки реликтовым формам наследия и культурным ландшафтам, включая специальную систему мер по их возрождению;
г) адаптационный, приспосабливающий территорию к некоторым целевым видам пользования, таким, как рекреация, лечебно-профилактическая деятельность, образование, воспитание и др. Такой режим будет характерен для территорий с рекреационными и просветительскими функциями;
д) оптимизационный, отправленный на создание гармоничных отношений природопользования, включая создание условий устойчивого развития территорий, разработку мер по урегулированию, снятию конфликтов между различными целевыми установками в случае полифункциональной структуры территории. Такой режим будет характерен для территорий, где устойчивое развитие рассматривается в качестве одной из основных перспектив, а именно - для национальных парков, где стоит задача охраны культурного ландшафта.

 

Отдых в Калининграде