В Калининграде нет метро т.к. весь через весь город и даже область проходят секретные старые подземные тоннели, многие из них до сих пор не изучены.. возможно один из них ведет к Янтарной комнате.

Куршская коса Общая информация История заселения Куршской косы
История заселения Куршской косы

Первые люди появились на косе уже в конце III тысячелетия до н.э., то есть в эпоху неолита, или позднего каменного века. В это время на месте полуострова располагалась цепь больших и малых островов, покрытых первозданным лесом.
Первые обитатели косы являлись носителями культуры берегов заливов, или жуцевской культуре, входящей в круг памятников археологии шнуровой керамики. Для этого значительного для Европы массива древностей характерны находки керамики с декором из оттисков крученого шнура, наносимого на глину до обжига сосуда.
В южной части Куршской косы известно 12 поселений жуцевской культуры. Все они представляют собою сезонные (от 2 недель до полугода) стоянки древних людей, основным занятием которых было рыболовство. К сожалению, в российской части полуострова практически все эти объекты к настоящему времени развеяны или перекрыты дюнами.
Наиболее многочисленные и древние неолитические поселения обнаружены в самых широких и возвышенных частях косы - на глинистых «островах» Расите и Нида. При этом поселение в Ниде, в отличие от прочих неолитических поселений косы, существовало достаточно долго, а его жители, не считая рыбной ловли, занимались также земледелием и скотоводством.
К неолитическому периоду истории полуострова относится также всемирно известный клад янтарных украшений, обнаруженный во второй половине XIX в. в процессе углубления дна бухты у поселка Юодкранте (Schwarzort - Шварцорт) в Куршском заливе. Клад составляют янтарные украшения культового характера, включающие три древнейших в Балтии изображения человека. Предметы из клада, а также другие янтарные находки, относящиеся к данной исторической эпохе, позволили ученым прийти к выводу, что носители культуры шнуровой керамики, осевшие в Европе, относились к янтарю как к дару богов. «Солнечный камень» считали сгустком лучей небесного светила, а в культовом смысле -частицей волшебной силы бога солнца, грома и молнии.
В раннем бронзовом веке (во второй половине II тысячелетия до н. э.) население косы сильно сократилось. Возможно, в результате изменения климатических условий или как следствие хозяйственной деятельности человека случилась деградация растительности, после чего косу, утратившую пищевые ресурсы и защитные свойства, покинули ее обитатели.
Вплоть до XI в. н.э. свидетельства постоянного пребывания человека на территории Куршской косы отсутствуют.
                            
В эпоху средневековья в районе Куршской косы появились потомки неолитических жителей полуострова - западныебалты, разделившиеся к этому времени на племенные группы ятвягов, пруссов, куршей, скальвов и ламатов. У корня косы и на территории Самбийского полуострова проживало племя пруссов, сама коса осваивалась куршами, в честь которых и получила спустя некоторое время свое имя.
Внимание западных балтов к Куршской косе было обусловлено наличием здесь на рубеже I -II тысячелетий н.э. широкого пролива, соединявшего море с заливом, а значит, возможностью осуществлять по воде военные и торговые операции между юго-восточной Скандинавией и Восточной Европой. По проливу проходил один из участков знаменитого торгового пути «из варяг в греки».
             
Контроль над торговыми операциями осуществляло интернациональное население крупного торгово-ремесленного центра Кауп, располагавшегося в окрестностях современного г. Зеленоградска, а также дружины нескольких более мелких поселений, располагавшихся непосредственно на самой Куршской косе. Находки, обнаруженные в результате раскопок одного из таких поселений - усадьбы X - XI вв. Кораллен-берг («королевская гора») – находятся сегодня в экспозиции зала археологии музея национального парка.
 
К концу XIII в. Куршская коса была завоевана рыцарями Тевтонского ордена. Поскольку по ней проходила кратчайшая дорога из Кёнигсберга в Мемельбург (г. Клайпеда), после слияния Тевтонской и Ливонской ветвей Ордена коса стала связующим звеном между этими двумя форпостами немецкой культуры.
Не менее важным было стратегическое значение Куршской косы для походов немецких рыцарей на Литву. Содержание военного тракта поддерживалось существованием на косе трех замков: Нойхауз (в районе современного г. Зеленоградска), Росситтен (в современном поселке Рыбачьем) и Пиллкоппен (в окрестностях современного поселка Морского).
Закладка замков на Куршской косе соответствует началу нового - массированного - этапа заселения полуострова. Ввиду необходимости его охраны крестоносцы старались привлечь для заселения косы крестьян -переселенцев из Германии, а также с современного литовского и латвийского взморья (Курземе). Колонисты основывали рядом с замками поселения, внося свою лепту в поддержание бесперебойной работы проходившего по косе военного, а после прекращения войны с Литвой в 1422 г. - почтового тракта.
В хозяйственной деятельности нового населения преобладающими промыслами, как и у их предшественников, являлись рыболовство, охота и бортничество. В поселке Росситтен из местного материала изготавливался кирпич, необходимый для активно строящихся в то время городов (Кёнигсберга,  Мариенбурга).
Развитие городов требовало большое количество строительного материала, в том числе строевого леса. Первое письменное сообщение о лесопоставках с Куршской косы датируется 10 июля 1403 г.; первыми участками леса, вырубленными немцами на косе, были росшие вокруг Росситтена дубравы. После эти вырубки были раскорчеваны под пастбища и пашни, которые вот уже 450 лет составляют неизменную черту облика окрестностей поселка.
Вырубка леса у Росситтена послужила началом процесса безжалостного сведения лесов косы, что спустя некоторое время привело к развитию на полуострове экологической песчаной катастрофы. Единственным участком, не пострадавшим от рубки, был Заркаусский лесок - массив, расположенный между г.Кранцем (Зеленоградск) и поселком Заркау (Лесной), где на протяжении трех с половиной веков успешно велись королевские загонные охоты.
 
Вплоть до начала ХХ в. вся северная часть полуострова была заселена носителями куршского диалекта, обладавшими также элементами традиционной куршской культуры. Она отражалась, прежде всего, в принципах убранства одежды, домостроения и судостроения. В южной части Куршской косы на рубеже XIX — XX вв. обитали потомки немецких переселенцев эпохи средневековья. Как и их северные соседи курши, эти жители косы также занимались рыбной ловлей. Не считая того, в Росситтене (поселок Рыбачий) они вели сельское хозяйство, уделяли внимание своим огородам, а также сдавали жилое помещение любителям экзотического отдыха в дюнах, приезжавшим на лето из Кёнигсберга.
После задержания песков и озеленения большой песчаной гряды на побережье залива в местах, удобных для строительства причалов и подхода к воде, окончательно обосновались все местные селения. Они приобрели свою характерную архитектурно-планировочную структуру, внешний вид и отличительные особенности.
                               
Прижавшиеся прямо к подножью дюн, засаженных горными соснами, рыбацкие дома косы отличались от своих собратьев на материковой части: крытые тростником или красной черепицей, выкрашенные в ярко-коричневый, белый и синий цвета и украшенные оригинальной резьбой, они являли собою классический пример содружества человека и природы, жизни людей в согласии с окружающим ландшафтом. Уход за ним осуществлялся целым рядом специальных служб: лесной, егерской и дюнной. Сохранности особо ценных участков способствовала организация в пределах Куршской косы нескольких особо охраняемых территорий, таких, как государственные природные заповедники «Мёйвенбрух» (чаячье болото) и «Эльхвальд» (лосиный перелесок). Последний, представлявший собою управляемое государством заповедно-охотничье хозяйство, не имел аналогов в истории Восточной Пруссии. Его работникам удалось достичь небывалых успехов в развитии охотничьего хозяйства и селекции восточно-прусского лося.
Столь привлекательное место не могло не привлечь к себе туристов и отдыхающих. Первые из них появились на песчаном полуострове между морем и заливом еще в 1840 г. в поселке Шварцорт (Юодкранте); в XX в. за косой окончательно закрепилась социальная функция «страны отдыха». Для обеспечения наилучшего сообщения между материком и полуостровом в 1909 г. была снова отстроена сквозная дорога с твердым покрытием, а после Первой Мировой войны поселки косы в течение судоходного сезона имели регулярное пароходное сообщение с Мемелем (г. Клайпеда), Кранцем (г. Зеленоградск), Лабиау (г. Полесск) и Тильзитом (г. Советск).
         
Свой взнос в формирование туристической привлекательности косы на рубеже веков внесли полиграфическая индустрия (фотки, открытки), литература, изобразительное и прикладное искусства (в первую очередь, художники Нидденской колонии), наука (в 1910 г. в поселке Росситтен, ныне Рыбачий, открылась первая в мире станция кольцевания птиц), спорт (вблизи от того же Росситтена в 20-х гг. возникла планерная школа, ставшая одной из самых известных в Европе).
 
После окончания Второй Мировой войны решением стран-победительниц территория Восточной Пруссии была разделена между двумя государствами - Польшей и СССР. Заселение отошедшей к Советскому союзу части территории Восточной Пруссии стало одним из самых масштабных событий в послевоенной истории страны. В первый раз за очень краткий срок (с 1945 по 1951 гг.) была осуществлена смена населения целого региона, а жителями новой российской области стали выходцы практически из всех уголков страны.
   
Постепенно лишилась своих прежних обитателей и Куршская коса. Им на смену осваивать полуостров приехали жители Астраханской, Смоленской, Псковской и других областей. К 1950 г. период становления хозяйственных предприятий косы заканчивается: основными занятиями переселенцев, как и у их предшественников, становятся рыболовство и забота о лесе.

 

Отдых в Калининграде